ЧЛСЭ // Психологическая экспертиза

Психологическая ЭКСПЕРТИЗА

Телефон отдела информационно-технических, лингвистических и психологических экспертиз: 8 (351) 774-93-99

  • Оглавление:

    Исследование психологии человека

    В уголовном судопроизводстве

    В гражданском судопроизводстве

    Исследование информационных материалов

    Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) (СПЭ) - одна из форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессе.
    Специальные знания эксперта-психолога – – это психологические теоретические и методологические знания о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющих юридическое значение; знания, полученные в результате специальной профессиональной психологической подготовки и внедренные в практику судебной экспертизы, которые используются при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде в целях содействия установлению истины по делу по основаниям и в порядке, определенным процессуальным законодательством.


    Исследование психологии человека


    К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических знаний, имеющие отношение к делу и юридическую значимость.

    СПЭ проводится в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших (подэкспертных) в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

  • Предметом исследования СПЭ являются закономерности и особенности структуры и протекания психической деятельности субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика и пр.), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

    Основным объектом исследования СПЭ является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях. К объектам СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:


  • вещественные доказательства,

  • документы как особый вид доказательств,

  • протоколы допросов и следственных действий (протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, сведения об использованном орудии, сведения об особенностях юридически значимой ситуации),

  • заключения судебных экспертиз,

  • справки, медицинские карты, характеристики с места учебы работы, жительства, трудовые книжки, послужные списки и т.п.,

  • продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, рисунки, письма, дневники, предсмертные записки) и т.д.,

  • биографические и иные сведения о подэкспертном (данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, жизненные цели, систему отношений),

  • фото- и видеодокументы.


  • НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВОПРОСЫ, СТАВЯЩИЕСЯ НА РАЗРЕШЕНИЕ ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА:


    В уголовном судопроизводстве


    1. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ФАКТАМ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НЕОЧЕВИДНОСТИ (СУИЦИДА)


  • Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?

  • Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?


  • 2. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ДАВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ПОКАЗАНИЯ)


  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?

  • Учитывая уровень психического развития свидетеля или потерпевшего и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (каких именно)?

  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?

  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?


  • 3. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПОТЕРПЕВШИХ ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЯ ПРАВА ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ


  • С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей и особенностей исследуемой ситуации, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с ней действий?

  • С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей, могла ли она оказывать сопротивление действиям обвиняемого?


  • 4. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПСИХИЧЕСКИХ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ) СОСТОЯНИЙ


  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?

  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

  • Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

  • Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?


  • 5. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ


  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством?

  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?


  • В гражданском судопроизводстве


    СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ СО СПОРАМИ О ПРАВЕ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И О МЕСТЕ ПРОЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ; СО СПОРАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ЛИШЕНИЕМ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ, ВОССТАНОВЛЕНИЕМ В РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВАХ, УСЫНОВЛЕНИЕМ, ОТМЕНОЙ УСЫНОВЛЕНИЯ.


  • Каковы уровень и особенности психического развития ребёнка?

  • Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

  • Каково психологическое отношение ребёнка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?

  • Выявляет ли ребёнок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?

  • Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца и матери?

  • Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение отца и матери к ребёнку?

  • Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца, матери, другого фактического воспитателя оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребёнка?


  • СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА


  • Имеются ли у (ФИО) негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?

  • Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (ФИО) и действием (бездействием) (ФИО)?

  • Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?

  • Имеются ли у (ФИО) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?


  • СПЭ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ СДЕЛОК С ПОРОКАМИ ВОЛИ


  • Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?

  • Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?

  • Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?

  • Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжёлых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?

  • Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?


  • СПИСОК ВОПРОСОВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛНЫМ: ОНИ МОГУТ БЫТЬ КОНКРЕТИЗИРОВАНЫ И ДОПОЛНЕНЫ В СООТВЕТСТВИИ С РЕШАЕМЫМИ ЗАДАЧАМИ.



    ПРИ НАЗНАЧЕНИИ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ С ЭКСПЕРТОМ ДЛЯ:


  • уточнения перечня предоставляемых на исследование материалов дела (помимо материалов уголовного или гражданского дела, необходимо предоставлять любые сведения, дающие информацию об обследуемом: медицинская карта, телефонные и записные книжки, видеозаписи, аудиозаписи испытуемого, продукты его творчества, характеристики с места учебы и т.п.);

  • формулирования и уточнения вопросов;

  • согласования сроков и места проведения экспериментально-психологического обследования подэкспертного.

  • По вопросам организации и производства судебных психологических экспертиз можно обращаться по телефону 8 (351) 774-93-99

    Исследование информационных материалов


    Актуальность введения новой экспертной специальности – 20.2 - обусловлена растущей потребностью правоохранительных органов и судов в психологическом исследовании информационных материалов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма, совершением развратных действий с помощью Интернета, преступлениями коррупционной направленности, склонении и побуждении к самоубийству, пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и т.д.


    Судебная психологическая экспертиза (СПЭ) информационных материалов в рамках нового направления отличается от традиционного психологического исследования материалов дела специфичностью предмета и методов исследования.

    При психологическом исследовании информационных материалов объектом исследования является сам информационный материал (а не психическая деятельность подэкспертного лица), а также особенности коммуникативной ситуации, в которую он включен, поскольку информационные материалы всегда участвуют в обмене информацией между коммуникантами, партнерами по общению, в их коммуникативной и социальной деятельности. С этой точки зрения информационный материал является коммуникативной единицей, всегда имеет свой смысл и направленность, установлению подлежит заложенное в нем сообщение

    Различны и задачи традиционных видов СПЭ и СПЭ новых направлений. Если при экспертизе юридически значимых состояний и способностей подэкспертного лица (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.) документы исследуются как носители информации о событиях и ситуациях (о личности и о юридически значимой ситуации), когда направленность текста документа однозначна и заведомо определена, то информационный материал в рамках нового вида экспертизы исследуется как само событие (речевое или коммуникативное действие) и оценке подлежат особенности материала и его направленность, а не психологические качества и состояния автора.

    Общими основаниями для назначения СПЭ информационных материалов является необходимость применения психологических знаний для установления фактов, имеющих доказательственное значение для принятия решения по делу. Специальным основанием является в том числе необходимость установления по каждому конкретному делу наличия либо отсутствия психологических признаков так называемых речевых деяний, социально-психологической направленности речевой и коммуникативной деятельности автора либо публикатора информационного материала. Роль СПЭ при расследовании преступлений, в том числе совершаемых с использованием информационных материалов, заключается в установлении психологической направленности речевого (коммуникативного) деяния, что позволяет установить элементы объективной и субъективной сторон состава преступления.

    Судебная психологическая экспертиза информационных материалов – это разновидность судебной психологической экспертизы, направленной на установление фактических данных об особенностях информационного материала, в том числе, его психологической направленности, имеющих юридическое значение, путем исследования предоставленных объектов и дачи заключения.

    Предметом СПЭ информационных материалов является установление экспертом с помощью специальных знаний и практических навыков в области психологии фактических данных об особенностях информационного материала, в том числе его психологической направленности, имеющих юридическое значение и влекущих определенные правовые последствия, путем исследования представленных объектов.

    Объекты СПЭ информационных материалов – это поступающие к эксперту информационные материалы и источники информации о коммуникативных действиях участников коммуникации и коммуникативной ситуации, которые содержат сведения об устанавливаемых обстоятельствах.

    Объектами могут быть:

    1) Письменные тексты - статьи, книги, жалобы, надписи, объяснения и протоколы, записки, предсмертные записки и др.;

    2) Звучащие тексты – записи разговоров, фиксация следственных действий, видеообращения, интервью и др.;

    3) Поликодовые (креолизованные) тексты – демотиваторы, реклама, видеоролики, кино- и видеофильмы, эмблемы, товарные знаки, карикатуры и др.;

    4) Тексты интернет-коммуникации – переписка в социальных сетях, блоги, форумы, комментарии, посты, общение по скайпу и др.

    Виды судебной психологической экспертизы информационных материалов:

    Для судебно-психологической экспертизы содержания и направленности аудио- и видеоматериалов возможна постановка следующего вопроса:

    1) Содержатся ли на представленной видеозаписи признаки негативного психологического воздействия на допрашиваемого при сообщении им сведений о совершении преступления?

    Для судебно-психологической экспертизы направленности информационных материалов по делам о побуждении и склонении к самоубийству возможна постановка следующего вопроса:

    1) Направлен ли материал на формирование психологической установки к совершению самоубийства, готовности к лишению себя жизни?

    Для судебно-психологической экспертизы направленности информационных материалов по делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних (в том числе совершённых с помощью сети Интернет) возможна постановка следующих вопросов:

    1) Какова коммуникативная активность участников диалога?

    2) Имеются ли в представленных материалах признаки негативного психологического воздействия на несовершеннолетнего?

    3) Содержатся ли в представленном материале признаки манипуляции? Если да, то в отношении кого осуществлялась манипуляция и кем?